Частный Космос: кто и зачем тратит деньги на личные ракеты и космические челноки
В последние годы государственные космические агентства разных стран утратили монополию за полеты за пределы Земли. Все чаще происходят успешные запуски частных летательных аппаратов, отправляющихся на орбиту или в суборбитальное пространство. Самыми известными из них, на данный момент, являются корабли SpaceShipOne и SpaceShipTwo от компании Virgin Galactic. На днях также наделала много шума презентация космического челнока Dragon V2 от SpaceX. Но далеко не только этими инициативами ограничена история частного освоения Космоса.
Начало. OTRAG
Не стоит думать, что первой частной компанией, предпринявшей попытку освоить Космос без помощи государственных структур, является Virgin Galactic. На самом деле, попытки создать альтернативные способы покорения космических пространств относятся уже к концу семидесятых годов, когда в Германии появилась компания OTRAG (Orbital Transport und Raketen AG).
Основал ее немецкий бизнесмен и инженер Лутц Кайзер, задавшийся идеей начать серийное производство простых и дешевых ракет, которые смогли бы вывозить на орбиту груз весом до 10 тонн. Германское правительство, изначально заинтересовавшееся этим проектом и даже, по большому счету, инициировавшее его, со временем полностью переключилось на создание совместно с Францией ракеты-носителя Ариан, так что Кайзеру пришлось продолжить работу самостоятельно.
Первый полигон компании OTRAG был построен в Заире, но со временем мировые державы, опасавшиеся попадания ракетных технологий в руки диктаторов из стран Третьего Мира, надавили на Мобуту, и Лутц Кайзер вынужден был перенести место стартов в Ливию. Там он смог осуществить 14 более-менее успешных пусков OTRAG. Но в 1983 году Германия присоединилась к договору о нераспространении ракетных технологий и потребовала у Кайзера вывести свое предприятие из страны Муаммара Каддафи. Правда, последний имел на OTRAG свои планы и фактически отобрал полигон со всем его содержимым у законного владельца.
Впрочем, ливийские ученые не смогли совладать с немецкими ракетными технологиями и не достигли на этом поприще никакого существенного успеха. Лутц Кайзер перенес испытания в Швецию, но в 1987 году по мере нарастания внешнеполитического давления на OTRAG, некогда очень перспективный проект был окончательно закрыт.
В девяностые
В девяностые года сразу несколько компаний, в том числе, и таких авторитетных как Lockheed Martin, основали собственные проекты по развитию частного коммерческого освоения Космоса. Но ни одна из них не достигла существенных успехов на этом поприще.
В 1996 году была даже учреждена премия X Prize в 10 миллионов американских долларов для команды конструкторов, которая в течение двух недель дважды совершит полеты на пилотируемом суборбитальном космическом корабле. Однако лишь в октябре 2004 года эта награда была вручена. Ее получили участники проекта Tier One, разработавшие челнок SpaceShipOne. Так началась история компании Virgin Galactic.
Virgin Galactic
Впрочем, компания Virgin Galactic была основана британским миллиардером Ричардом Брэнсоном за несколько лет до этого. Она внимательно отслеживала все успехи и неудачи на рынке частного освоения Космоса и весьма заинтересовалась успехами команды Tier One.
В сентябре 2004 года, непосредственно перед успешными запусками SpaceShipOne, приведшими к получению ею X Prize, Брэнсон заявил, что верит в успех этого проекта и будет финансировать его, чтобы в дальнейшем начать на основе данной технологии массовые туристические полеты в суборбитальное пространство.
Суть технологии заключается в том, что самолет-разгонщик (WhiteKnight) поднимает пилотируемый корабль на высоту 14 километров, а затем последний отделяется от носителя и дальше летит сам на отметку выше 100 км (именно там, как считают в NASA, начинается Космос). Пробыв некоторое время на суборбите, челнок спускается на Землю.
При финансировании Virgin Galactic был построен новый космический челнок SpaceShipTwo, самолет-носитель White Knight Two, а также собственный аэропорт проекта посреди пустыни в штате Нью-Мехико – Spaceport America. Началась также продажа билетов на суборбитальные полеты, стоимость которых стартует от 100 тысяч долларов.
Правда, начало полетов частных лиц постоянно переносится. Планировалось, что они стартуют уже в 2011 году, но на данный момент сроки перенесены на осень 2014.
SpaceX
На космодроме Spaceport America базируется и другая американская компания, которая занимается вопросом частных полетов в Космос. Речь идет о все более набирающей популярность в СМИ инициативе с названием SpaceX.
Создал SpaceX известный американский бизнесмен Илон Маск. Он является одним из основателей системы электронных денежных переводов PayPal, а также движущей силой компании Tesla Motors, занимающейся производством электромобилей. Но все более важное место в бизнес-империи Маска занимает частная космонавтика.
Компания SpaceX была основана в 2002 году, чтобы начать разработку и производство частных космических аппаратов, которые могли бы доставлять на орбиту Земли грузы и людей. За основу для технологий взят тот же принцип, что использует Virgin Galactic, — носитель поднимает на определенную высоту космический челнок, после чего тот отделяется и дальше летит сам.
Вот только в качестве носителя SpaceX использует не самолет, а ракету. На данный момент разработано три ее вида – Falcon 1, Falcon 9 и Falcon 9 Heavy, ведутся работы над новыми поколениями этого летательного аппарата, что позволит поднимать вверх еще больше полезного веса.
Ракета Falcon может нести как, собственно, груз, так и космический челнок класса Dragon. Первый его вариант, впервый запущенный на орбиту 8 декабря 2010 года, за последние несколько лет успешно себя зарекомендовал. Этот грузовой корабль, работающий в автоматическом режиме, смог не только подняться на значительную высоту, но и стыковаться с Международной космической станцией, доставляя на нее грузы весом до 3,31 тонны.
А в конце мая 2014 года Илон Маск представил общественности новую вариацию этого космического аппарата – пилотируемый челнок Dragon V2. В отличие от своего предшественника, Дракон второго поколения может нести в себе до 7 человек экипажа. Планируется, что этот корабль в будущем будет выполнять те же функции, которые были у Шаттлов.
Но у компании SpaceX есть еще один перспективный космический проект – многоразовая суборбитальная ракета Grasshopper, Кузнечик. Такое странное имя она получила благодаря успению строго вертикально взлетать вверх и также совершать посадку.
Дело в том, что самой дорогостоящей частью любой ракеты является ее первая ступень. И если научиться сохранять ее после старта, то можно снизить себестоимость запуска да семьдесят процентов.
Впрочем, максимальная высота, на которую смогла подняться и затем безопасно опуститься вниз ракета Grasshopper, на данный момент составляет 744 метра. Но технологии, отрабатываемые на Кузнечике, затем реализуются в рамках проекта ракеты-носителя Falcon 9.
Bigelow Aerospace
Еще одной потенциально успешной компанией в области космического туризма является Bigelow Aerospace, основанная в 1998 году отельным магнатом Робертом Бигелоу. Американский предприниматель решил частично перенести свой бизнес в космическое пространство. Ведь если сейчас начались активные полеты частных кораблей на орбиту, то почему ты не открыть там собственную космическую станцию, которая станет первым в истории орбитальным отелем?
Bigelow Aerospace в 2006 и 2007 году запустила на орбиту два искусственных спутника Земли, Genesis I и Genesis II, особенность которых заключается в изменяемых размерах. В Космос они летят в сложенном виде, но при достижении определенной высоты и стабилизации на ней, начинают надуваться. Именно на основе этой технологии Бигелоу планирует в будущем разворачивать отельный бизнес на орбите, а затем и на Луне.
При этом Роберт Бигелоу активно сотрудничает и с другими участниками частной космической гонки, к примеру, с уже упомянутой выше компанией SpaceX. Он даже учредил в 2004 году премию America’s Space Prize, обещая выплатить 50 миллионов долларов команде, которая первой создаст летательный аппарат, доставивший 5 человек на высоту 500 километров и вернувшийся обратно. Но это обязательно должен быть ЧАСТНЫЙ космический корабль. Пока что награда не выплачена, но главным претендентом на нее является челнок Dragon V2.
Компания Bigelow Aerospace ведет активную работу над созданием и усовершенствованием технологий запуска надувных космических станций. Она планирует уже до конца текущего десятилетия отправить на орбиту первый в истории отель для космических туристов. Благо, технологии вплотную подошли к реализации данной идеи.
Armadillo Aerospace
Фактически все успешные современные частные космические проекты существуют на деньги конкретных инвесторов – известных и публичных персон. Мы уже рассказывали в этой статье про Ричарда Брэнсона и Virgin Galactic, Илона Маска и SpaceX, а также Роберта Бигелоу и Bigelow Aerospace. Еще одна компания в этом же направлении, Armadillo Aerospace, также основана мультимиллионером – Джоном Кармаком, соучредителем фирмы id Software, известной по играм Wolfenstein 3D, DOOM и Quake.
Компания Armadillo Aerospace появилась в 2000 году. Она начала разрабатывать космический аппарат для того, чтобы получить X Prize, но после вручения этой премии команде Tier One, фирма Джона Кармака переключилась на другие подобные соревнования, в частности, на Lunar Lander Challenge. Последнее подразумевает выдачу нескольких денежных награждений командам исследователей, которые создают летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой.
Armadillo Aerospace с 2000 года разработала и запустила космические аппараты Pixel и Texel (ракетная технология Quad), ракеты Mod и Super Mod, а с 2010 года она ведет активные работы над проектом с названием Stig.
Ракета Stig, как и все упомянутые выше аппараты, обладает вертикальным взлетом и посадкой. Причем, благодаря системе спутниковой геолокации GPS, она может садиться на то же самое место, откуда взлетела, имея при этом погрешность, не превышающую 55 метров.
SkyCube
Но не только большой капитал способен вести работу над частной космической программой. К подобному проекту может присоединиться любой из нас. Ведь уже существуют краудсорсинговые проекты, подразумевающие освоение Космоса. Конечно, речь пока не идет о запуске пилотируемых летательных аппаратов, но собственный спутник люди, скинувшись по мере финансовых возможностей, отправить на орбиту способны.
Создатели проекта SkyCube предлагают на сайте Kickstarter всем желающим пожертвовать сумму от 10 долларов на запуск спутника на орбиту, за что впоследствии получат доступ к нему на определенное время. За минимальный взнос инвестор сможет отправить за 1 минуту 5 твитов на общий аккаунт, за 20 долларов – 10 твитов и получить уникальную фотографию из Космоса. Чем выше инвестиция, тем больше отдача от нее, к примеру, за 6 тысяч, помимо всего прочего, можно будет лично присутствовать при старте ракеты, уносящей SkyCube в небо.
Частный спутник SkyCube рассчитан на то, чтобы просуществовать на орбите 90 дней. По окончанию срока он выпустит специальный газ и сгорит в верхних слоях атмосферы. Это зрелище будет видно невооруженным глазом с Земли.
[…] Aerospace – это один из немногих удачных примеров попыток освоения космического пространства частными компания…. Она была создана в 1998 отельным магнатом Робертом […]
[…] отели В последнее время все чаще можно услышать про успехи частных компаний, которые стремятся покорить космическое пространство […]
[…] мобильный телефон iPhone 5S. Рассказывая про историю частного освоения Космоса, мы упоминали про проект с названием SkyCube, который […]
[…] ученые, занимающиеся созданием и внедрением инноваций в космической отрасли, разработали компактные спутники весом всего в 5 […]
[…] идея перекликается с краудфандинговым проектом SkyCube, осуществленным в 2012-2014 годах посредством сайта […]
[…] множества частных проектов по освоению космического пространства можно отдельно […]