Обзор знаковых советских танков
Обзор самых известных советских танков
В честь дня рождения конструктора легендарного танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, многие разработки которого использовались в последующих моделях, мы подготовили обзор знаковых советских военных машин.
Т-34
Легендарный танк Т-34
Легендарный Т-34, стоявший на вооружении Красной армии с 1940 по 1944 годы, оказал огромное влияние на ход войны. Маневренный и мощный «тридцать четвертый», оснащенный авиационным дизель-мотором B2, был признан многими экспертами, как самый сбалансированный танк времен Второй мировой. Однако, под конец войны, он все-таки уступил место другим, более совершенным моделям. Многочисленные сохранившиеся экземпляры легендарной машины можно встретить на постаментах и в музеях по всему миру.
КВ
Клим Ворошилов (КВ-1)
Тяжелый танк КВ-1, названный в честь Маршала Советского Союза Климента Ворошилова, производился с 1940 по 1942 годы. Он впервые был испытан во время Советско-финской войны. Ни одна финская противотанковая установка не могла пробить броню КВ, однако огневой мощи танка было недостаточно. Усовершенствованная модель КВ-2, оснащенная 152-мм гаубицей, исправила этот недостаток. Обе модели выпускались в начале Великой отечественной войны, но почти все экземпляры были потеряны или уничтожены.
ИС-2
ИС-2 в Берлине, 1945 год
ИС-2 (Иосиф Сталин), производившийся с 1943 по 1945 годы и находившийся на вооружении вплоть до 1995 года, считался самым мощным и бронированным танком советской армии в военные годы. Он оснащался 122-мм пушкой Д-25Т и четырьмя пулеметами. ИС-2 использовались, по большей части, для штурма городов в последние годы войны. По данным отчетов, большая часть танков была уничтожена попаданиями бронебойных снарядов в уязвимые места: топливный бак или боекомплект. Сохранившиеся экземпляры сейчас можно увидеть во многих танковых музеях по всему миру.
Т-34-85
Т-34-85 — модификация «тридцатьчетверки»
Т-34-85 производился с 1944 года по 1950 год. Модифицированная модель 34-85 была разработана с целью снизить себестоимость машины и улучшить ее технические характеристики. Как и его предшественник, Т-34, танк обладал высоким уровнем маневренности и подвижности, но был оснащен гораздо более мощным оружием, что и позволило ему успешно проводить боевые действия против новых немецких машин. Т-34-85 оставался основным танком на вооружении Советской армии до середины 50-х годов, а в некоторых странах он используется и по сей день.
T-10
Тяжелый танк Т-10
Разработка тяжелого танка Т-10, также известного как Объект 730, ИС-5 и ИС-8, началась в 1944 году. Он производился с 1954-го года в течение двенадцати лет и стоял на вооружении вплоть до 1993 года, придя на смену устаревшим ИС-ам. Т-10 неоднократно модифицировался: на него устанавливалось более мощное оружие, защита и новые двигатели. Около тридцати машин уцелели и сейчас установлены на постаментах и в музеях на территории бывшего СССР.
Т-64
Инновационный танк Т-64
Основной танк Т-64, выпускавшийся с 1963 по 1987, впервые был оснащен автоматической системой заряжания орудий. Он сильно опережал многие иностранные танки, и конкуренты признавались, что им приходилось запускать программы ускоренной разработки, чтобы хоть как-то успевать за развитием советской бронетехники. Танк модифицировался восемь раз — улучшались ходовые характеристики, вооружение и броня. Последние модели танков эксплуатируются и по сей день.
Т-72
Самый массовый серийный боевой танк — Т-72
Самый массовый боевой танк, Т-72, производился с 1973 по 2005 годы. Он был оснащен 780-сильным двигателем и 125-мм гладкоствольной пушкой. Машина экспортировалась в Индию, Иран, Ирак, Финляндию и страны Варшавского договора. За время производства было создано несколько десятков модификаций, каждая из которых заточена под определенный стиль ведения боевых действий. В наши дни Т-72 широко используется во многих странах мира.
Т-80
Основной боевой танк Т-80
Современный основной танк Т-80 стоит на вооружении с 1976 года. Он стал первым в мире танком с газотурбинным двигателем. Т-80 оснащен 125-мм орудием 2А46-1, двумя пулеметами и системой динамической защиты. Танк экспортируется во многие страны СНГ, а также Южную Корею, Пакистан и Кипр. Во некоторых странах он был модифицирован для удовлетворения потребностей, вызванных местными погодными условиями и особенностями ведения боя. Некоторые экземпляры можно увидеть в музеях и на выставках в России, Белоруссии и Украине.
+ Бонус: на заре советского танкостроения
Вездеход
Первый русский танк — Вездеход
«На поле шло учение новобранцев. Глядя на солдат, перебегавших цепью, я подумал: невеселая штука — бежать в атаку под пулеметами врага. А что, если послать на штурм окопов не людей, беззащитных против свинцового ливня, а машину, одетую в броню, вооруженную пулеметами… Конструктивное решение я увидел в постановке бесконечных лент или гусеничных ходов тракторного типа…»
В 1915 году Александр Пороховщиков разработал проект одного из первых русских танков, который назывался «Вездеход». 18 мая 1915 года были проведены первые испытания. Вездеход оснащался 10-сильным двухцилиндровым двигателем «Volt» и был способен развивать скорость до 25 км/ч. Несмотря на впечатляющие ходовые характеристики, танк был слишком ненадежным для использования в бою. Позже последовал ряд модификаций, но вскоре от идеи Пороховщикова отказались, ссылаясь на то, что он безрезультатно тратит слишком много казенных денег.
Т-35
Пятибашенный гигант Т-35
Первый в СССР тяжелый танк Т-35 был разработан в 1932 году. Он до сих пор является единственным серийным пятибашенным танком. Т-35 оснащался тремя пушками и 6-7 пулеметами ДТ. Во время Второй мировой войны, большая часть танков была потеряна из-за неисправностей. На сегодняшний день, последний уцелевший экземпляр хранится в бронетанковом музее в Кубинке.
Любителям военной тематики также придется по душе наш обзор культовых револьверов Smith & Wesson.
[…] Недавно мы также рассказывали о знаковой советской бронетехнике. […]