ТОП-10 знаковых проектов атомных подводных лодок ОАО «Севмаш»
21 декабря 1939 года свою производственную деятельность начала одна из крупнейших судостроительных верфей СССР — Завод №402 (ныне «Севмаш»). Мы расскажем о самых знаковых атомных подводных судах северодвинского предприятия.
I поколение атомных подводных лодок (АПЛ)
Проект 627(А) «Кит»
Разработка первой советской атомной подводной лодки началась с пояснительной записки, которая была названа «Представление о возможности создания атомной подводной лодки», за авторством И. В. Курчатова, А. П. Александрова и Н. А. Доллежаля. Первая модель проекта 627, К-3 «Ленинский комсомол», была спущена на воду 9 октября 1957 года. Надводная скорость лодок составляла 15,2 узла, подводная — 28-30 узлов. Всего в рамках этого проекта было создано 13 субмарин, одна из которых затонула.
Проект 658
В основе проекта 658 лежала субмарина К-3. Главное отличие от предыдущего проекта заключалось в вооружении: новые подводные лодки оснащались дополнительными ракетными комплексами. Немного увеличились размеры и водоизмещение субмарин. Крейсерская скорость новых лодок уменьшилась на 2-3 узла. Всего было построено 5 субмарин.
II поколение атомных подводных лодок
Проект 667А «Навага»
Первая серия атомных субмарин II поколения 667А оснащалась 6 торпедными аппаратами и 16 ракетными пусковыми установками. Подводное водоизмещение машин составляло 11500 т, надводное — 7760 т. Они развивали под водой скорость до 28 узлов на глубине до 450 м. С конвеера Севмаша в рамках проекта сошло 24 субмарины.
Проект 667БДР «Кальмар»
Серия 667БДР отличалась от «Наваги» усовершенствованными ракетными пусковыми установками и увеличенной дальностью действия стратегического вооружения. Всего было создано 14 субмарин, 4 из которых стоят на вооружении и по сей день.
Проект 667БДРМ «Дельфин»
Серия 667БДРМ является переходной от II к III поколению АПЛ. Субмарины имеют подводное водоизмещение 18000 тонн, а надводное — 12000. Их габариты несколько больше, чем у предыдущих серий. Корпус машин покрывается акустически-маскирующим материалом. Из 7 построенных субмарин, 5 стоят на вооружении ВМФ России и по сей день.
III поколение атомных подводных лодок
Проект 941 «Акула»
Крупнейшие в мире подводные лодки — тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» производятся с 1979 года. Их подводное водоизмещение составляет 48000 тонн, длина — 173 метра, а ширина — 23 метра. Машина может автономно плавать до 6 месяцев. Скорость субмарины может достигать 25 узлов на глубине до 500 м. Из 6 построенных лодок, в составе ВМФ осталась только одна.
Проект 949А «Антей»
Одна из самых известных серий советских и российских подводных лодок, 949А «Антей», выпускалась с 1985 года. Машины способны развивать до 32 узлов на глубине 600 м. Лодка вооружается 24 крылатыми ракетами и 24-28 торпедами. Из 11 субмарин, на вооружении ВМФ России находятся 8. Кстати, печально известная лодка К-141 «Курск», затонувшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года, относилась именно к этой серии.
Проект 971 «Щука-Б»
Основные многоцелевые подводные лодки ВМФ России проекта 971 строились с 1983 по 2004 годы. Они способны развивать скорость до 33 узлов на глубине до 600 м. Машина оснащается 40 торпедами и 18 ракетами ПВО. 6 из 7 построенных на «Севмаше» лодок стоят на вооружении по сей день.
IV поколение атомных подводных лодок
Проект 955 «Борей»
Серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» подводным водоизмещением 24 000 тонн принята но вооружение с 29 октября 2013 года. К концу 2018 планируется вывести 8 кораблей. Машины оснащены 6 торпедными аппаратами и 16 ракетными пусковыми установками. Скорость субмарин составляет 29 узлов на глубине до 480 м.
Проект 885 «Ясень»
15 июня 2010 года был спущен головной корабль «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Серия оснащается 10 торпедными аппаратами и 24 ракетными пусковыми установками. Максимальная скорость лодки составляет 31 узел на глубине до 600 м. Помимо головного корабля заложено еще 3, которые будут спущены на воду не ранее 2015 года.