Лошадиные силы в прошлом: история гужевого транспорта
История гужевого транспорта
Дилижанс
Почтовый дилижанс
Дилижансы — закрытые многоместные кареты — использовались для перевозки пассажиров, товаров и почты между городами. Первые дилижансы появились в Великобритании в XVI веке. Они совершали маршруты между специальными станциями, где экипажи меняли лошадей и отдыхали. По сути, они являлись предшественниками современного железнодорожного транспорта. Пик популярности дилижансов пришелся на конец XVIII — начало XIX века.
Дилижанс на Диком Западе
В Америке дилижансы являлись неотъемлемой частью «культуры» Дикого Запада.
Дилижанс в России
В России первые дилижансы появились в 1820 году. Экипажи ходили по маршруту Москва — Санкт-Петербург. На один переезд требовалось более четырех суток. До конца XIX века появилось еще около пяти маршрутов, связывающих крупные города.
Тройка
Знаменитая русская тройка
Русская «тройка» появилась в конце XVIII — начале XIX века. Изначально этот вид транспорта служил для доставки почты, позже — для перевозки пассажиров. Особая система бега лошадей (центральная шла рысью, а боковые скакали галопом) позволяла развивать скорость до 50 км/ч. С середины XIX века стали проводиться соревнования троек. Изображение упряжи часто фигурировало на картинах многих мастеров, а за рубежом тройка всегда считалась невероятной экзотикой.
Шарабан
Шарабан в Британии
Шарабан для прогулок «на природе»
Шарабаны (дословно: повозка с деревянными скамьями) впервые появились во Франции в начале XIX века. Они использовались для прогулок, охоты и поездок «на природу». Особую популярность шарабаны получили в Британии во второй половине XIX и начале XX века.
Омнибус
Омнибус в Лондонском музее транспорта
Первые омнибусы появились на улицах Парижа в 1662 году, однако развитие получили только в XIX веке. Официально, первый «классический» омнибус начал перевозить горожан в 1826 году в городе Нант, Франция. Первопроходцами стали Этьен Бюро (Étienne Bureau) и Станислас Бодри (Stanislas Baudry), которые создали маршруты для личных нужд: Этьен перевозил рабочих, а Станислас организовывал поездки в свою баню. В 1829 году первые омнибусы появились в Лондоне и Нью-Йорке, а спустя 20 лет они уже широко использовались во многих городах трех стран-первопроходцев. В отличие от дилижансов, омнибусы перевозили пассажиров на небольшие расстояния в черте города.
Первый омнибус в Петербурге
В России этот вид транспорта впервые появился в Петербурге в 1832 году и просуществовал вплоть до начала Гражданской войны. Стоит отметить, что в середине 30-х годов были популярны омнибусы на паровой тяге.
Конка
Конная железная дорога в австралийском музее
Одновременно с омнибусами, в крупных городах стали появляться конки — конно-железные дороги, предшественники современных трамваев. Однако и их расцвет пришел не сразу. Должное признание они получили только в 1852 году, когда Альфонс Луба (Alphonse Loubat) изобрёл рельсы, утапливающиеся в дорожное полотно. Рельсовый гужевой транспорт стал постепенно вытеснять омнибусы.
Конка в Москве
Конка в Самаре
Первая конка в России была проложена в 1854 году недалеко от Петербурга. Во второй половине XIX века они появились и в других крупных городах: Москве, Казани, Минске, Самаре, Екатеринбурге, Новгороде и др..
«Дорога на столбах» Ивана Эльманова
Стоит отметить, что первый в мире монорельс изобрели в России. В 1820 году Иван Эльманов построил «дорогу на столбах», представлявшую собой поднятый над землей брус, по которому передвигалась вагонетка на конной тяге. Однако, идея подмосковного изобретателя не прижилась, а патент на монорельс получил Генри Робинзон Пальмер в 1821 году.
Гужевой транспорт в наши дни
«Double-Decker» на лошадиной тяге в Лондонском музее транспорта
В наши дни гужевой транспорт окончательно уступил машинам, ведь они быстрее, мощнее и экономичнее, однако в некоторых уголках планеты, «лошадиные силы» еще используются, как в былые времена.
Конный трамвай в Дугласе
В Дугласе, на острове Мэн, вдоль берега проходит одна из немногих оставшихся в мире линий конки. Ее протяженность — 2,8 км.
Современный туристический омнибус
В городе Санта-Клара на Кубе омнибусы до сих пор используются как городской транспорт. Во многих городах Европы омнибусы ходят по туристическим маршрутам.
Одним из самых удобных современных видов городского транспорта считается метрополитен.