Обзор самых необычных советских и российских пожарных машин
![Обзор самых интересных отечественных пожарных машин Обзор самых интересных отечественных пожарных машин](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks.jpg)
10 декабря 1926 года ленинградский завод «Промет» выпустил первую серию советских пожарных машин — АМО-Ф-15. К этой знаменательной дате Techosite.ru подготовил обзор самых интересных и необычных пожарных машин, созданных на территории Советского Союза и России.
АМО-Ф-15
![Первая советская пожарная машина АМО-Ф-15 Первая советская пожарная машина АМО-Ф-15](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-1.jpg)
Первый советский автонасос массового производства был построен на базе грузовика АМО-Ф-15. Именно с этой модели началась история отечественных пожарных машин. Автомобиль оснащался двигателем, мощностью 35 л.с.. Его бак вмещал около 350 литров воды, который он опустошал примерно за пол-минуты. Машины изготавливались вплоть до 1929 года. Из 308 построенных машин остались «в живых» только две.
ГАЗ-АА ПМГ-1
![Пожарный автомобиль ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА Пожарный автомобиль ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-2.jpg)
В конце 1932 года была выпущена пожарная машина ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Она оснащалась 50-сильным двигателем, позволяющим развивать скорость до 70 км/ч с полной нагрузкой. Автомобиль сразу полюбился пожарным за быстроту и плавность хода, а также гораздо более простые условия эксплуатации, по сравнению с АМО.
ЛГПО
![Пожарный автомобиль с электрическим прожектором Пожарный автомобиль с электрическим прожектором](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-3.jpg)
Первый пожарный автомобиль с электрическим прожектором для тушения в темное время суток появился в 1929 году. Машина на базе ЯЗ, а позже — на базе ЗИС-8 оснащалась генератором и несколькими прожекторами, которые пожарные использовали для нахождения очагов возгорания.
ЗИЛ-157 ПМЗ-27
![Послевоенные годы: пожарный ЗИЛ-157 Послевоенные годы: пожарный ЗИЛ-157](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-4.jpg)
После окончания Великой Отечественной войны, советские инженеры позаимствовали многие элементы конструкции у зарубежных машин. Модель ЗИЛ-157 отличалась крайне высокой проходимостью и удобством, благодаря двойной отапливаемой кабине для пожарного расчета. Существовало несколько модификаций машины для тушения пожаров разной сложности. Несколько моделей ПМЗ-27 и поныне находятся в полностью рабочем состоянии.
Аэродромный пожарный автомобиль на шасси МАЗ 7310
![Аэродромный пожарный автомобиль АА-60 Аэродромный пожарный автомобиль АА-60](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-5.jpg)
Основной аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310) был разработан в 1973 году. Машина на базе МАЗ-7310 оснащается цистерной на 11 тысяч литров воды и 800 литров порошка. Огромная база и, как следствие, грузоподъемность, позволяет оборудовать пожарный автомобиль всем необходимым оборудованием для аварийно-спасательных работ на аэродромах и местах крушения воздушных судов.
Концепт пожарного автомобиля на шасси ЗИЛ-130
![Концепт пожарной автоцистерны вагонного типа Концепт пожарной автоцистерны вагонного типа](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-6.jpg)
Пожарная автоцистерна вагонного типа была разработана в 80-е годы. Испытания подтвердили эффективность и надежность машины, однако дальше дело так и не продвинулось — средств на дальнейшую разработку и запуск машин в серию попросту не было.
Пожарная машина пенного тушения АТ-С
![Пожарная машина на базе артиллерийского тягача (посередине) Пожарная машина на базе артиллерийского тягача (посередине)](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-7.jpg)
Создание пожарной машины на базе артиллерийского тягача позволило достичь высокого уровня проходимости и грузоподъемности. Многие водители отмечали превосходное управление и высокую скорость на любой местности, однако жаловались на некоторые неудобства в техническом обслуживании.
ГПМ-54
![Бронированный пожарный танк ГПМ-54 Бронированный пожарный танк ГПМ-54](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-8.jpg)
ГПМ-54 предназначен для тушения самых сложных пожаров в экстремальных условиях. Благодаря своей броне, машина способна защитить экипаж в самом центре очага, что дает ряд преимуществ перед обычными пожарными автомобилями. Такие машины зачастую используются для работы на горящих складах боеприпасов или в ветхих зданиях.
Гюрза
![Уникальный пожарный комплекс «Гюрза» Уникальный пожарный комплекс «Гюрза»](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-9.jpg)
Пожарный комплекс Гюрза почти не имеет аналогов в мире: помимо баков с водой и пеной, он оснащается емкостью с абразивным материалом, который, смешиваясь с водой, под высоким давлением способен буквально разрезать стены. Эта технология позволяет аккуратно разрушать здания и избавляться от обломков, чтобы быстро добраться до очага возгорания.
ПСА-Ч-20
![«Двуглавый» спасательный автомобиль ПСА-Ч-20 «Двуглавый» спасательный автомобиль ПСА-Ч-20](http://techosite.ru/wp-content/uploads/2013/12/10-firetrucks-10.jpg)
Пожарно-спасательный автомобиль Ч-20 не оборудован инструментами для тушения, однако позволяет быстро и эффективно извлекать людей из-под завалов. Его преимущество состоит в том, что ему не надо разворачиваться — достаточно передать управление на другую кабину. Особенно полезным этот автомобиль будет при работах в узких тоннелях.