Столетняя эволюция приборной панели автомобиля
Приборная панель, пожалуй, самая значимая для водителя часть автомобиля, ведь именно на ней сосредоточены все элементы управления, позволяющие комфортно и безопасно передвигаться от пункта «А» в пункт «Б». За более чем столетнюю историю «торпеда» претерпела множество изменений, эволюционировав от примитивного листа железа со спидометром до высокотехнологичного произведения искусства.
До 30-х годов понятия «приборная панель» попросту не существовало, поскольку конструкторов мало заботили вопросы эргономики и эстетики водительского места. На машинах «допанельной» эпохи были установлены лишь приборы для измерения скорости и пройденного расстояния. Стоит отметить, что они не были «автомобильным изобретением»: одометр позаимствовали у дилижансов, а спидометр – у поездов.
Первый настоящий элемент приборной панели, бардачок, появился в автомобилях в 30х годах. Тогда его называли «ящик для перчаток», располагался он на месте водителя и в нем действительно хранили автомобильные перчатки.
К 70м годам с увеличением количества «наворотов» возникла необходимость в расширении приборной панели. Тогда появилась так называемая «борода» по центру, которая спускалась к коробке передач. На ней разместились второстепенные элементы управления.
Приблизительно в то же время в автомобилестроении начали применять пластик. Можно сказать, что это и положило начало целой отрасли в автодизайне, ведь с появлением «податливого» материала стало возможным придавать панелям любые формы.
Во второй половине 80-х вместо привычных механических приборов появляются первые цифровые информационные панели. Их устанавливают американцы на своих Chevrolet Corvette (C4) и японцы на Subaru XT 4WD 1800 Turbo.
Первый бортовой компьютер был установлен IBM в 1981 году на автомобиль BMW, а серийный онбордер американской компании Tracer поступил в продажу в 2000.
Автомобили 21 века обзавелись «мозгами», и за 13 лет массивные компьютеры превратились в компактные сенсорные панели, на которые выведены все элементы управления, а механические приборы измерений окончательно сменились на цифровые.
На сегодняшний день автомобильные дизайнеры разделились на два лагеря. Часть из них возвращается к классике, пытаясь стилизовать «приборки» под торпеды 50х-60х годов, другие же видят будущее иначе и стараются превратить автомобили в подобие космических кораблей из фантастических фильмов.
Единственное, что объединяет все современные транспортные средства, – это минимализм в дизайне интерьера. Рычаги, кнопки и регуляторы постепенно пропадают, превращаясь в иконки на сенсорных экранах. Что будет дальше, мы увидим уже совсем скоро, ведь каждый день из-под карандаша очередного инженера появляется новое изобретение, способное изменить облик привычного автомобиля до неузнаваемости.