Машины Столетняя эволюция приборной панели автомобиля

Столетняя эволюция приборной панели автомобиля

0 744

Футуристическая панель гибрида Lexus LF-LC Concept. Уже через год в продажу поступит несколько автомобилей с такими панелями.

Футуристическая панель гибрида Lexus LF-LC Concept. Уже через год в продажу поступит несколько автомобилей с такими панелями.


Приборная панель, пожалуй, самая значимая для водителя часть автомобиля, ведь именно на ней сосредоточены все элементы управления, позволяющие комфортно и безопасно передвигаться от пункта «А» в пункт «Б». За более чем столетнюю историю «торпеда» претерпела множество изменений, эволюционировав от примитивного листа железа со спидометром до высокотехнологичного произведения искусства.

В 60-х  в автомобилестроении еще не использовали пластик, поэтому приборки изготавливали из металла, обычно окрашенного в цвет кузова. На фото изображена торпеда спортивного Сhevrolet Сorvette.

В 60-х в автомобилестроении еще не использовали пластик, поэтому приборки изготавливали из металла, обычно окрашенного в цвет кузова. На фото изображена торпеда спортивного Сhevrolet Сorvette.

До 30-х годов понятия «приборная панель» попросту не существовало, поскольку конструкторов мало заботили вопросы эргономики и эстетики водительского места. На машинах «допанельной» эпохи были установлены лишь приборы для измерения скорости и пройденного расстояния. Стоит отметить, что они не были «автомобильным изобретением»: одометр позаимствовали у дилижансов, а спидометр – у поездов.

На первый взгляд приборка Lamborghini Reventon напоминает панель истребителя. Сверху расположен информационный монитор, где высвечиваются основные показатели. Справа установлен оригинальный спидометр, а левый экран отображает положение рычага переключения передач.

На первый взгляд приборка Lamborghini Reventon напоминает панель истребителя. Сверху расположен информационный монитор, где высвечиваются основные показатели. Справа установлен оригинальный спидометр, а левый экран отображает положение рычага переключения передач.

Первый настоящий элемент приборной панели, бардачок, появился в автомобилях в 30х годах. Тогда его называли «ящик для перчаток», располагался он на месте водителя и в нем действительно хранили автомобильные перчатки.

К 70м годам с увеличением количества «наворотов» возникла необходимость в расширении приборной панели. Тогда появилась так называемая «борода» по центру, которая спускалась к коробке передач. На ней разместились второстепенные элементы управления.

В новом Corvette место привычных циферблатов заняли экраны, на которые высвечиваются тахометр, спидометр и информация о состоянии автомобиля.

В новом Corvette место привычных циферблатов заняли экраны, на которые высвечиваются тахометр, спидометр и информация о состоянии автомобиля.

Приблизительно в то же время в автомобилестроении начали применять пластик. Можно сказать, что это и положило начало целой отрасли в автодизайне, ведь с появлением «податливого» материала стало возможным придавать панелям любые формы.

Внешний вид панели приборов новой BMW 7 серии можно менять благодаря ноу-хау баварцев. На выбор предлагается три варианта расцветки датчиков.

Внешний вид панели приборов новой BMW 7 серии можно менять благодаря ноу-хау баварцев. На выбор предлагается три варианта расцветки датчиков.

Во второй половине 80-х вместо привычных механических приборов появляются первые цифровые информационные панели. Их устанавливают американцы на своих Chevrolet Corvette (C4) и японцы на Subaru XT 4WD 1800 Turbo.

Цифровая панель Subaru XT 1986. По центру расположен фантастический для тех времен тахометр

Цифровая панель Subaru XT 1986. По центру расположен фантастический для тех времен тахометр

Первый бортовой компьютер был установлен IBM в 1981 году на автомобиль BMW, а серийный онбордер американской компании Tracer поступил в продажу в 2000.

На электромобилях все немного  сложнее. За рулевым колесом располагается рабочий монитор, где высвечиваются основные показатели, а огромный сенсорный экран справа, служит своеобразным сердцем автомобиля, в котором сосредоточена вся информация и все возможности Tesla Model S.

На электромобилях все немного сложнее. За рулевым колесом располагается рабочий монитор, где высвечиваются основные показатели, а огромный сенсорный экран справа, служит своеобразным сердцем автомобиля, в котором сосредоточена вся информация и все возможности Tesla Model S.

Автомобили 21 века обзавелись «мозгами», и за 13 лет массивные компьютеры превратились в компактные сенсорные панели, на которые выведены все элементы управления, а механические приборы измерений окончательно сменились на цифровые.

Внешний вид приборной панели концепта Nissan Pivo3 кажется фантастическим

Внешний вид приборной панели концепта Nissan Pivo3 кажется фантастическим

На сегодняшний день автомобильные дизайнеры разделились на два лагеря. Часть из них возвращается к классике, пытаясь стилизовать «приборки» под торпеды 50х-60х годов, другие же видят будущее иначе и стараются превратить автомобили в подобие космических кораблей из фантастических фильмов.

Volkswagen Bulli 2013 - яркий пример того, как некоторые дизайнеры стараются вернуться в классическому внешнему виду приборной панели. Торпеда выполнена в минималистическом стиле. Справа расположен бортовой компьютер, который установили вне приборки

Volkswagen Bulli 2013 — яркий пример того, как некоторые дизайнеры стараются вернуться в классическому внешнему виду приборной панели. Торпеда выполнена в минималистическом стиле. Справа расположен бортовой компьютер, который установили вне приборки

Единственное, что объединяет все современные транспортные средства, – это минимализм в дизайне интерьера. Рычаги, кнопки и регуляторы постепенно пропадают, превращаясь в иконки на сенсорных экранах. Что будет дальше, мы увидим уже совсем скоро, ведь каждый день из-под карандаша очередного инженера появляется новое изобретение, способное изменить облик привычного автомобиля до неузнаваемости.

В автомобилях будущего на приборных панелях не будет размещаться ничего лишнего, а информационные экраны будут только уменьшаться.

В автомобилях будущего на приборных панелях не будет размещаться ничего лишнего, а информационные экраны будут только уменьшаться.

Комментариев нет

Оставить отзыв